Кран-манипулятор (крановая манипуляторная установка, КМУ) – эффективный механизм для подъема и перемещения тяжеловесных грузов. Основные характеристики кран-манипулятора – маневренность, точность при переносе груза и многофункциональность (кран и транспортное средство в одном при установке на раме грузовика). Благодаря этим преимуществам кран-манипуляторы популярны в самых разных отраслях производства – их используют для выполнения погрузочно-разгрузочных, сельскохозяйственных или коммунальных работ. И, конечно, крановые манипуляторы незаменимы в строительстве, например, при возведении малоэтажных объектов.
На сегодняшний день наиболее популярные производители кранов-манипуляторов, помимо перечисленных выше, – Palfinger, Unic, Fassi, Soosan; также растут поставки КМУ из Китая и Южной Кореи.
Такие разные и равные
За долгие годы существования КМУ появилось много различных модификаций, разберемся, в чем их особенности и преимущества.
КМУ – подъемный механизм, состоящий из стрелового оборудования, устройства захвата, системы управления и опорной рамы. Краново-манипуляторная установка может устанавливаться на автомобильные шасси или другие площадки. Для повышения устойчивости в большинстве случаев на КМУ используются аутригеры.
Кран-манипулятор может быть установлен на стационарную технологическую площадку, маломерное речное судно, железнодорожную грузовую платформу или на базовое шасси. В качестве шасси используются гусеничный тягач, седельный тягач (КМУ может быть смонтирована за кабиной водителя или на раме прицепа) или бортовой автомобиль (КМУ чаще всего устанавливают за кабиной водителя, но она может располагаться в конце бортовой платформы на раме грузовика).
Ключевой характеристикой крана манипулятора является грузовой момент – измеряемое в тонно-метрах произведение вылета стрелы и максимальной грузоподъемности в таком положении. По данному параметру выделяют следующие типы КМУ
Чтобы краново-манипуляторная установка была по-настоящему универсальной, то есть сочетала возможность перевозить грузы и поднимать их, стрела КМУ должна быть максимально компактной при транспортировке и увеличиваться при погрузке и разгрузке. В Европе и Азии конструкторы по-разному решили эту задачу. Впрочем, в настоящее время один и тот же производитель может предлагать КМУ и с шарнирным, и с телескопическим устройством, а есть манипуляторы, которые сочетают в себе черты двух типов.
Такие КМУ были разработаны в Азии. L-образная конструкция устанавливается позади кабины грузовика, при транспортировке прямая телескопическая стрела закрепляется вдоль продольной оси грузовика. Такое устройство еще называют тросовый кран манипулятор, поскольку для перемещения материалов используется грузовой крюк тросовой подвески. L-образные манипуляторы идеально подходят для работы небольшими, но тяжелыми грузами.
Масса установки равномерно распределяется между передней и задней осями автомобиля; высокая точность и строгая вертикальность при подъемах и спусках груза; высокая производительность и скорость работы на больших вылетах стрелы; технически менее сложны, а значит, дешевле в обслуживании; возможность работать ниже уровня земли или поверх препятствия (забора, например).
Чем больше граней у поперечного сечения телескопической секции стрелы, тем надежнее считается конструкция крана-манипулятора.
Занимает много места в кузове, уменьшая полезный объем и высоту перевозимого груза; болтание стрелы во время транспортировки может привести к преждевременному выходу из строя элементов привода и опорно-поворотного устройства.
Z-образную конструкцию разработали в Европе, такие КМУ еще называют кран-манипуляторы шарнирно-сочлененной конструкции. Стрела такого крана состоит из нескольких шарнирно-сочлененных звеньев, что позволяет складывать ее в несколько колен. Устанавливают Z-образные КМУ либо за автомобильной кабиной, либо на заднем свесе кузова.
Компактность в сложенном виде (можно полностью задействовать кузов под перевозимые грузы); возможность доставки груза в труднодоступные места за счет нескольких выдвижных колен; высокая эффективность при работе с крупногабаритными грузами.
Высокая нагрузка на переднюю ось грузового транспортного средства; ограничения при работе в непосредственной от колонны крана (необходимо место для выдвижения стрелы).
Специалисты выделяют как отдельный вид КМУ гидроманипуляторы – установки, на которых органы захвата работают на гидравлическом приводе. Гидроманипуляторы оснащены навесным оборудованием (чаще всего это грейферы или захваты для бревен) и обычно применяются на мусоровозах, сортиментовозах, спецтехнике для лесной промышленности.
Для крановых манипуляторных установок с гидравлическим захватом от производителя (их еще называют ГМУ) характерна высокая стоимость, поэтому они не получили большого распространения в нашей стране. Чаще собственники КМУ устанавливают гидравлическую систему на свою технику с помощью сторонних производителей, а затем приобретают навесное оборудование по своему усмотрению (большим спросом пользуются гидровращатели).
Основные достоинства КМУ:
Спасибо, что сделали заказ на нашем сайте!
Мы уже приступили к его обработке. Специалист свяжется с вами в ближайшее время.
А пока давайте познакомимся поближе:
В презентации
Группы компаний «Традиция»
Мы рассказываем о своём 25-летнем опыте работы на рынке
Также предлагаем посетить наш youtube-канал
Там нет глупых блогеров — мы показываем, как наше оборудование помогает бизнесу развиваться.