Время от времени случается мне участвовать в разборе различных рекламационных случаев касающихся продукции продаваемой или производимой нашей компанией. И поскольку совсем ничтожный процент из них приходится на вину заводов изготовителей, пришла мне в голову мысль написать несколько строк о некоторых превентивных мерах, принимая которые можно избежать многих неприятностей.
Признаюсь, как любой россиянин сам в бытовой жизни не люблю читать разного рода руководства и инструкции, полагаясь на личную смекалку и пытливость ума. К примеру, купил новый автомобиль и долго не мог понять, как включить дальний свет. Конечно, потратив какое-то время, заветный рычажок я обнаружил, а заодно нашел в себе силы внимательно изучить прилагающуюся к машине книжку...
Но то жизнь бытовая, а на работе изучая ту или иную новую продукцию, часто приходится кропотливо изучать рекомендации производителей. И тем более удивляет меня прохладное отношение некоторых механиков к изучению правил монтажа, эксплуатации и обслуживания порой весьма не дешевого экскаваторного оборудования. Эти люди, не задумываясь, забрасывают в дальний угол формуляры и инструкции, не утруждая себя получением даже начальных сведений о приобретенном зачастую довольно сложном товаре.
Вот вам история из жизни.
Приезжает экскаватор, на рукояти — совсем новый гидромолот. Сопровождающий механик рассказывает — «экскаватор новый, гидромолот новый, навесили, а он не работает!». Ну, нас такими рассказами не удивишь, смотрим (знаем, что все гидромолоты тестируются на заводе). Замечаю что заглушка клапана пневмокамеры откручивалась. Таинственный клубок загадок быстро распутывается. Оказывается экскаваторщик «что-то там смотрел». Смотрел-смотрел, да и спустил случайно азот из камеры пневмопружины. А заправить не может — книжки то нет, затерялась где-то в столах механиков. Заправляем гидромолот азотом, не снимая с экскаватора, запускаем в работу. Обычно в таких случаях заправку и обучение проводим бесплатно. Потеря клиента в данном случае — один рабочий день.
Чудес, как известно не бывает, и, не всегда все заканчивается так весело. Подтверждение тому — следующий рассказ. Некий покупатель, скажем так, из глубинки присылает гидромолот, купленный у нас несколько месяцев назад. Жалоба следующая: работал, поменяли несколько инструментов, все было хорошо, внезапно остановился, и с тех пор запустить в работу не получается. Осмотр показывает целый букет причин неисправности — направляющие втулки инструмента сухие, имеют запредельный износ, от последнего инструмента остался нелепый маленький огрызок, который болтается в направляющих как...
Диагноз формируется в мозгу моментально и последовавшая разборка его полностью подтверждает. Трещины, выкрашивание инструмента и бойка в местах их соударения, глубокие задиры на внутренних опорных поверхностях центрального блока. Причина — отсутствие регулярной смазки буксы привело к лавинообразному износу направляющих втулок, и тела рабочего инструмента. Поскольку изношенные направляющие заменять никто не торопился, на опасную величину относительно друг друга сместились оси инструмента и бойка. Замена инструмента на новый спасла ситуацию буквально на пару часов. Дальше износ продолжился, и когда несоосность деталей достигла своего предела боек, не выдержав не расчетных нагрузок, разрушился, нанеся попутно тяжелый урон центральному блоку.
Итог сей механоидной драмы — замена бойка, сложный ремонт центрального блока с расшлифовкой, полировкой и термохимобработками, непростой ремонт буксы. Естественно замене подверглись инструмент, направляющие втулки, комплект уплотнений и куча прочих мелких деталей. Рекламация отклонена, ремонт произведен за счет владельца, стоимость составила около 3/5 цены нового гидромолота, не включая стоимость пересылки транспортной компанией.
А ведь каждая такая история это ненужные нервы, простои оборудования, а если случаи тяжелые то и срывы заказов.
Как предупредить отказы гидромолотов и других навесных гидравлических устройств?
Думаю даже для тех, кто в курсе повторить будет не лишним, ну а для кого-то некоторые вещи станут открытием. Тем более что ничего сложного в ежедневном уходе за тем же гидромолотом нет, и все подчиняется определенной логике.
Начнем, пожалуй, с монтажа на базовую машину, потому как эта операция во многом определяет качество и сроки безотказной работы гидромолота. К каждому устройству с гидравлическим приводом изготовитель четко прописывает поля предельных значений расхода и давления в подводящих линиях. Во многих случаях это вовсе не означает, что при превышении норм продукт работать откажется. Однако велика вероятность, что форсированные режимы работы пагубно скажутся на состоянии важных деталей, что в конечном итоге приведёт к выходу из строя задолго до расчетного срока.
Скажем, у гидромолота вследствие повышенных нагрузок возможны напряжения отдельных частей бойка. Это приводит к местному перегреву и разрушению, сначала уплотнений, а затем и самого поршня. Если при установке не обратить должного внимания на состояние сливного трубопровода (то есть беспрепятственное прохождение гидравлической жидкости в бак), то повышенное противодавление в сливной линии значительно ухудшит показатели производительности. Такой же эффект наблюдается при снижении параметров рабочей жидкости относительно оптимальных.
Рассмотрим несколько простых правил которые могут предохранить во время работы как сам гидромолот так и его отдельные части.
Перпендикулярное положение относительно разрушаемого объекта. Несоблюдение данного пункта обычно приводит к поломке рабочего инструмента вследствие возникновения в его теле высоких изгибающих моментов. Также наблюдается определенный рост скорости износа направляющих втулок.
Довольно плачевные последствия могут возникнуть вовремя работы, если продолжительное время наносить удары в не поддающуюся разрушению точку. Что же происходит при этом? Работа гидромолота «в упор» приводит к нагреву на контактных поверхностях, что влечет за собой отпуск и образование трещин и вздутий на рабочем инструменте и бойке. Самое легкое последствие этого — появление течи гидравлической жидкости по причине разрушения уплотнений.
Следует всячески избегать работы гидромолотом на холостом ходу. Происходит это обычно когда нерасторопный машинист при дроблении негабарита или разрушении бетонных перекрытий вовремя не отключает гидромолот. Не встречая должного сопротивления, инструмент пробивает ставший не прочным материал, а боек перемещается в тормозную камеру. Весь процесс происходит на больших скоростях и опасен гидравлическими и механическими перегрузками.
Скажу несколько слов об обслуживании.
Все мы пользуемся в быту различными механизмами и периодически каждый из них, будь то электрочайник или автомобиль, требуют к себе определённого внимания. Гидромолот совсем не исключение и обслуживание продлевающее ресурс не будет лишним.
Начнем с азов. Устройство любого гидромолота предполагает использование в качестве приводящей в движение жидкости качественного и чистого масла. И я вам скажу прямо периодичность замены масла и фильтров архиважна для продления срока службы гидромолота. Зазоры в управляющей гидравлическими потоками аппаратуре настолько малы, что крошечная, невидимая глазу песчинка может надолго вывести из строя огромный мощный гидромолот.
Направляющие втулки как мы уже поняли, требуют обязательной операции по смазке. Разные конструкции гидромолотов работают с разными нагрузками, приходящимися на данный узел, соответственно периодика обслуживания отличается и прописана в руководстве по эксплуатации. Также необходим периодический контроль диаметров втулок и тела инструмента.
Обычно производители указывают предельные износы как того так и другого. Контроль износов необходим для обеспечения определённой степени соосности деталей. Это в свою очередь значительно уменьшает боковые и изгибающие нагрузки, возникающие при соударении бойка и инструмента.
Немаловажно также при очередном обслуживании четко контролировать давление зарядки пневмопружины и гидропневмоаккумуляторов. При этом в интересах безопасности особое внимание нужно обратить на нейтральность газа используемого для заправки к маслу. Обычно производитель четко указывает газ, который необходимо использовать, и если в инструкции указан азот не стоит играть с судьбой и закачивать сжатый воздух, а тем паче кислород. По давлению же зарядки сказать можно не много. Если давление превышает указанный производителем предел, то гидромолот подвергается перегревам и как следствие уменьшается срок службы уплотнений и появляются предпосылки к возникновению задиров на бойке и центральном блоке. При снижении давления ниже минимального порога гидромолот резко теряет производительность.
Осмотр металлоконструкций — важная часть ежедневного обслуживания, влияющая как на целостность самого гидромолота так и на безопасность окружающих людей.
После завершения работ гидромолоты отправляются на хранение. Вот здесь уместно будет вспомнить несколько пунктов из раздела по консервации.
Вот самые простые из них. Если рукава высокого давления демонтированы, стоит плотно закрыть штуцера напора и слива штатными заглушками, предохранив тем самым внутренности гидромолота от попадания грязи и пыли.
Оставили шланги с навернутыми быстроразъемными соединениями — очень хорошо. Осталось очистить последние от грязи, промыть и завернуть, ну хотя бы в чистую промасленную ветошь.
Ищете оборудование? Наши специалисты всегда помогут с выбором.
Что касается условий хранения — здесь тоже все просто. Необходимо оградить гидромолот от попадания воды, помня, что состоит он из стальных, подверженных коррозии деталей.
Выполнив этот комплекс работ, вы будете уверенны, что начнете следующий сезон работ не с поездки в ремонт.
Так как вы думаете — ухаживать или ремонтировать?
Статья была полезной?
Если после данного обзора у вас все же остались вопросы, недостающую информацию вы всегда можете получить у менеджеров Группы компаний «Традиция».
Задать вопрос специалисту
Если у вас все же остались вопросы, недостающую информацию вы всегда можете получить у менеджеров Группы компаний «Традиция»