Содержание:
ГК «Традиция» приняла участие в дискуссии в журнале «Мир дорог» на тему: «Техника для содержания дорог — каковы новые тенденции, что востребовано регионами и городами-миллионниками, какие различия можно отметить?»
1. Каковы возможности и перспективы производства дорожной техники в России?
Стоит быть откровенными и признать: на сегодняшний день российское машиностроение не готово к максимальной локализации спецтехники. По всему миру уже несколько десятилетий любая модель строительной машины — это продукт тесной кооперации множества производителей. Это позволило компаниям за многие годы работы усилить компетенции по производству отдельных узлов. Например, на мировом рынке есть ведущий производитель двигателей для экскаваторов-погрузчиков — компания Perkins, производитель мостов Carraro, изготовители гидронасосов и гидромоторов — Parker и Bosch Rexroth. Такая тесная мировая кооперация позволила сделать технику по-настоящему доступной и обеспечить ее высокое качество.
Сегодня в условиях закрытых границ, в условиях прекращения поставок большого ряда продукции российскому машиностроению и производству спецтехники приходится достаточно сложно, поскольку широкий спектр компонентов как был, так и остался нелокализованным.
Прямо сейчас перед отраслью стоит важная задача — как можно быстрее найти необходимые комплектующие в дружественных странах, таких как Турция, Китай, Индия. Однако при этом нельзя сбрасывать со счетов потенциальные риски с точки зрения качества. Поскольку одно дело, когда машины комплектуются проверенными двигателями Perkins, и совсем другое, когда будут комплектоваться китайскими и турецкими моторами. На стоимости владения и обслуживания готовой машины это может сказаться непосредственным образом.
Поэтому первая задача — быстро перенастроить логистические цепочки, а вторая — и это уже задача государственного уровня — ускорить развитие локализации, в первую очередь гидрокомпонентов, редукторов, компактных двигателей, мостов, коробок передач, кабин, систем управления.
По-настоящему острой будет оставаться проблема электроники. К сожалению, производство компонентной базы для спецтехники в нашей стране абсолютно не развито. Необходимо привлечение зарубежных и взращивание собственных специалистов — по сути, создание отрасли приборостроения и электроники в России с нуля. Если мы действительно хотим повысить свои компетенции, повысить уровень безопасности, делать это в любом случае необходимо.
И не только с прицелом на спецтехнику... ГК «Традиция» по своему опыту знает, что для разработки любых систем управления, датчиков для навесного оборудования мы вынуждены использовать экспертизу, опыт и производственные площадки за рубежом. Поскольку в России нет ни достаточного количества специалистов, ни производств, которые могут из собственной сырьевой базы сделать необходимую электронику.
2. Какие изменения на российском рынке вы ожидаете в ближайшее время?
Мы прогнозируем усиление позиций китайских производителей техники, поскольку они остаются более или менее доступными для российских потребителей. При этом будет происходить общее снижение спроса на спецтехнику, что логично повысит спрос на запасные части и сервисное обслуживание. И хотя примерно половина парка строительной техники, работающей в России, считается устаревшей, ее будут эксплуатировать по максимуму, по нескольку раз осуществляя капитальный ремонт.
С другой стороны, мы понимаем, что при снижении спроса на спецтехнику будет сохраняться устойчивый спрос на перепрофилирование экскаваторов с копающей машины на универсальную, способную выполнять более сложный фронт работ. Например, мульчирование, подготовку откосов, планировочные работы, демонтаж, работы по обслуживанию территорий, установку ограждений, осветительных столбов, шумозащитных экранов и многое другое. Большую часть этих работ можно выполнять с помощью нестандартного навесного оборудования, представленного в ассортименте ГК «Традиция», — гидробуров, дорожных фрез, вибротрамбовок, удлиненного рабочего оборудования.
Мы уже видим гораздо больше запросов от наших клиентов на переоборудование их машины «под ключ». Этот процесс включает изготовление гидроразводки, установку навесного оборудования, обучение машинистов-операторов и ввод техники в эксплуатацию. Все для того, чтобы с помощью экскаватора клиент мог выполнять не только копательные работы, но и подряды более широкого профиля, которые являются для наших заказчиков и более оплачиваемыми.
3. Изменило ли появление более технологичных и сложных элементов инфраструктуры (новых светильников, камер, увеличение количества шумозащитных экранов и других элементов) подход к содержанию и эксплуатации автомобильных дорог?
Да, действительно последние несколько лет законодательство в России претерпело определенные изменения. Предъявляются более жесткие требования к обслуживанию дорог, к выполнению ямочного ремонта, к созданию заградительной полосы, разделяющей дороги федерального значения и окружающий лесной массив.
Соответственно, для этого используются более специализированные виды навесного оборудования, в частности, для последней из названных операций активно применяются мульчеры, поскольку необходимо обеспечивать постоянное отсутствие растительности в рамках заградительной полосы. Все более активно используются дорожные фрезы, причем не только для выполнения ямочного ремонта, но и для нанесения шумовой разметки на федеральных трассах и региональных дорогах.
Активнее используются гидровращатели для бурения лунок под установку мачт для освещения и камер наблюдения, установки шумозащитных экранов. Практически ни одну работу, связанную с прокладкой и обслуживанием трасс, невозможно выполнять без специализированного навесного оборудования. К счастью, техника, которая сейчас доступна на рынке, является многофункциональной базой, и практически для любой модели экскаватора, экскаватора-погрузчика и даже кран-манипулятора можно подобрать широкий список оборудования, которое позволит с помощью одной машины выполнять 7-8 и более строительных операций.
4. Сказывается ли недофинансирование содержания и эксплуатации автодорог на уровне механизации процесса, особенно в регионах и отдаленных районах?
Даже с точки зрения нашей географии продаж очевидно, что наибольшее финансирование выделяется в крупных регионах — Москва, Московская область, Санкт-Петербург, города-миллионники, где региональные власти действительно предъявляют более жесткие требования к уровню содержания дорог. В других регионах хоть ситуация и улучшается, но темпы остаются неудовлетворительными — уровень освещенности дорог, безопасности дорожного движения значительно отстает от крупных региональных центров.
Государство планирует обратить более пристальное внимание на это, об этом много раз говорилось на федеральном уровне. Мы рассчитываем, что будет осуществляться дофинансирование в этой сфере и не только для того, чтобы гарантировать людям надлежащий уровень безопасности, но и для того, чтобы обеспечить необходимую степень загрузки строительных компаний в регионах. Ведь сегодня из-за возможного снижения спроса на спецтехнику и строительные работы будет высвобождаться целый парк техники, который не должен простаивать.
5. Изменения климата мы видим постоянно: снегопады, тропические ливни в наших широтах – как природные аномалии, которые, похоже становятся нормой, повлияли на оснащение техникой?
Нельзя говорить о том, что из-за изменения климатических условий кардинально поменялся подход к оснащению техники, однако стоит заметить, что в России стираются границы сезонности. Сейчас в регионах, где ранее никогда не использовалось оборудование для уборки снега и льда, все чаще запрашивают и приобретают зимние виды навески — шнекороторы, отвалы, скалыватели льда.
Поэтому мы можем констатировать не столько изменение спроса по ассортименту продукции, сколько тенденцию на стирание границ сезонности. Если раньше можно было четко выделить два-три месяца, когда в России активно продается только зимнее оборудование, два-три месяца спроса на летнюю навеску и два-три месяца межсезонья, то сейчас эти границы стираются, спрос становится в разрезе года более равномерным, в том числе на узкопрофильное навесное оборудование.
Статья была полезной?
Если после данного обзора у вас все же остались вопросы, недостающую информацию вы всегда можете получить у менеджеров Группы компаний «Традиция».
Задать вопрос специалисту
Если у вас все же остались вопросы, недостающую информацию вы всегда можете получить у менеджеров Группы компаний «Традиция»