ГОСТ 27.002-89 «Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения» трактует ремонтопригодность, как свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта.
Ремонтопригодность техники, и в частности одноковшового гидравлического экскаватора, его сменного рабочего оборудования закладывается на стадии разработки изделия, требования к которым изложены в ГОСТ 23660-79 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Обеспечение ремонтопригодности при разработке изделий».
Иными словами конструкторы, проектирующие технику на начальных этапах проектирования, должны реализовывать требования ремонтопригодности, изложенные в вышеуказанных и других ГОСТах.
Как сказано в определении ремонтопригодности, обеспечить своими техническими решениями «приспособленность» машины к простоте ее ТО и ремонта, с минимальными трудовыми и финансовыми затратами. Оказывается, осуществить это не так просто.
Для примера можно провести эксперимент.
Допустим, имеем два разных экскаватора одной типоразмерной группы, но разных заводов-изготовителей, две квалифицированные бригады специалистов по два слесаря в каждой, оснащенных необходимым инструментом. Ставим им задачу, допустим, снять гидронасос, засекаем время, включаем секундомер и отмечаем время окончания работы.
Можно с большой уверенностью утверждать, что при всех прочих равных условиях, время, которое потребуется для выполнения вышеуказанной работы у ремонтных бригад будет разным, так как конструктивно местонахождение узла, его крепление, подводка трубопроводов и др., для каждой машины специфично и поэтому трудоемкости отличаются.
Все мы, так или иначе, сталкиваемся с техобслуживанием своего, личного автомобиля, и в процессе общения не раз выскажемся: «чтобы подлезть к какому-то узлу надо полмашины разобрать». Эта фраза, что бы ни возражали производители машин, по сути, и является критерием их ремонтопригодности.
Даже снять обычный аккумулятор для зарядки с автомобиля бывает не так просто, в связи с его неудачным расположением в моторном отсеке под капотом. Однако конструктор считает, что у него оптимальная компоновка узлов и по-другому никак нельзя их расположить; но в других машинах аккумулятор доступен.
Одним словом философский закон «борьбы противоположностей» и почти всегда для достижения цели необходимо чем-то жертвовать и находить компромиссное решение.
Приведем пример грамотного конструктивного решения вопроса, например, смазки шарниров рабочего оборудования экскаватора.
Можно взять «шприц», набить его солидолом, по ходу испачкаться, затем начать шприцевать через пресс-масленки шарниры, потратив достаточно много времени. Возникла проблема из ничего.
В то же время существуют централизованные системы смазки, с помощью которой, как говорится в известном нам фильме, «одним движением руки» нажимаем кнопку и смазка подается насосом через подводящие трубки в шарниры. Хорошо машине и приятно машинисту от такого подхода проектировщиков и производителей к снижению затрат на ТО и ремонт, так как изначально продумывался вопрос ремонтопригодности.
Приведу еще один положительный пример соблюдения требований ремонтопригодности.
Эксплуатационщики знают, что при попадании в зубчатое зацепление постороннего предмета, частенько происходит излом зуба, например, в зубчатом колесе привода гусеницы механизма передвижения экскаватора. Приходится менять все зубчатое колесо, при этом снимается весь механизм, который перевозится на ремонтную базу и там уже производится ремонт или замена звездочки.
Ищете оборудование? Наши специалисты всегда помогут с выбором.
Однако время идет, экскаватор простаивает, строители, конечно, не молчат, котлован не роется, все терпят убытки.
Одним из путей решения проблемы является оборотный ремонтный фонд узлов и агрегатов, который сокращает время простоя экскаватора на объекте, но быстрой замены механизма не получится, так как надо послать техпомощь, да и автокран не будет лишним, плюс время на доставку, монтаж-демонтаж.
Одним словом затраты немалые.
С позиции ремонтопригодности решить эту проблему можно было бы уже при конструировании зубчатого колеса в виде нескольких отдельно крепящихся к ступице зубчатых секторов. В случае поломки зуба сам машинист на строительной площадке может с минимальными для всех экономическими потерями заменить дефектный зубчатый сектор, не вызывая для этих целей передвижную мастерскую (техпомощь).
Ремонтопригодность тесно связана с взаимозаменяемостью и унификацией.
Взаимозаменяемость дает возможность организации быстро, с минимальными затратами произвести ТО и ремонт техники.
Унификация удешевляет производство, упрощает ремонт и эксплуатацию техники.
Ремонтопригодность - одно из важнейших потребительских свойств, особенно для организаций, занимающихся эксплуатацией машин, поэтому руководители организаций стремятся иметь парк однотипных машин, при списании которых можно образовать оборотный фонд запасных узлов и агрегатов, значительно снизив их номенклатуру, что немаловажно для снабженческих функций предприятия.
Статья была полезной?
Если после данного обзора у вас все же остались вопросы, недостающую информацию вы всегда можете получить у менеджеров Группы компаний «Традиция».
Задать вопрос специалисту
Если у вас все же остались вопросы, недостающую информацию вы всегда можете получить у менеджеров Группы компаний «Традиция»