По данным Росстата, с 2000 года количество личных легковых автомобилей на 1000 человек выросло примерно в 2,5 раза: с 130,5 до 326,9. Число грузовых автомобилей также значительно увеличилось.
Повышение количества автомобилей ведет к росту интенсивности дорожного движения и нагрузки на автодороги, которые часто к этому не готовы. Это вызывает быстрое разрушение дорожных покрытий, появление заторов, увеличение вероятности ДТП.
Решением этой проблемы является проведение реконструкции, при которой повышаются транспортно-технические характеристики автомагистрали. Одна из составляющих реконструкции — расширение дороги.
Что это такое?
Под расширением понимается как увеличение ширины проезжей части дорожного полотна, так и повышение количества полос и сооружение новых элементов (например, разворотных петель, дорожных карманов).
Расширение автомобильной дороги может проводиться как на протяженных участках между населенными пунктами, так и на небольших участках в городах.
Основная причина для расширения — растущее количество автомобилей и необходимость устранения пробок. Также оно вызвано развитием новых жилых и коммерческих районов, что требует реорганизации существующей дорожной сети.
Подготовительный этап
Как любой вид дорожных работ, расширение начинается с этапа составления проекта. При этом рассчитывают предполагаемую пропускную способность на следующие несколько лет. Учитывают влияние на окружающую среду и потребности местных жителей.
Проект может потребовать большего количества согласований, чем при обычном строительстве дороги, и привлечения профильных организаций. Это связано с тем, что в процессе работ придется переносить объекты, которые могут помешать: тротуары, деревья, столбы освещения, опоры ЛЭП, рекламные конструкции. Иногда может потребоваться снос зданий.
Демонтаж деревьев проводится специальным оборудованием — корчевателями. Они удаляют все части дерева на необходимую глубину, не оставляя после себя никакого мусора.
Демонтировать столбы освещения, опоры линии электропередач необходимо только при помощи специальной техники и рабочих с соответствующей квалификацией. Большая высота и масса опор при обрушении могут нанести значительный вред людям и объектам. Обязательное требование при удалении таких столбов — отключение электролинии.
Демонтирование опор проводится бурильным оборудованием. Грунт рядом со столбом забуривают гидробуром, чтобы освободить фундамент, а потом удаляют конструкцию из земли краном-манипулятором. Фундамент разрушают, используя отбойные молотки и бетоноломы.
Опоры ЛЭП разрезают на части гидроножницами и утилизируют на перерабатывающих предприятиях.
Демонтирование тротуаров на небольшой площади может проводиться вручную. На больших территориях оно требует применения специализированной техники. При демонтаже асфальта используют гидравлический молот, экскаватор, дорожные фрезы, буровые машины.
Создание дорожной подушки
Когда необходимая для расширения дороги территория очищена от мешающих объектов, приступают к земляным работам. Экскаваторами с ковшами вынимают грунт на нужную глубину и вывозят его самосвалами за пределы стройки.
После этого создают дорожную подушку. Она состоит из нескольких слоев: песчаного, щебеночных слоев разных фракций, слоя из бетонных плит или однородной заливки бетоном с армированием сеткой. Между слоями прокладывают геотекстиль, который предотвращает их смешивание и выполняет армирующую функцию.
Более подробно о подготовке основания дороги мы рассказывали в статье «Подготовка основания под асфальтирование».
Благоустройство
После укладки асфальтобетонного покрытия приступают к благоустройству автомобильной дороги. На этом этапе строят водоотводные сооружения для защиты обочин от размывания, а водоемов и почв — от загрязнения.
Строительство тротуаров, велосипедных дорожек и пешеходных переходов защищает пешеходов и велосипедистов от возможного столкновения с движущимся транспортом.
Системы освещения обеспечивают видимость на дорогах в темное время суток, что снижает количество аварий.
Для предупреждения лобовых столкновений встречные потоки разделяют ограждениями.
Зеленые насаждения защищают находящиеся рядом с автомагистралями здания и природные объекты от загрязнения выхлопными газами, пыли и шума. Они помогают водителям ориентироваться в пространстве и выбирать правильный скоростной режим.
Заключение
В результате расширения дорога становится более комфортной и безопасной для всех участников движения. Увеличение количества полос позволяет повысить максимально допустимую скорость движения и уменьшить вероятность появления заторов.
Строительство разворотных петель способствует безопасному разведению потоков на автомобильных трассах. При этом исключаются левые повороты и направление движения на многополосных дорогах меняется более безопасно.
Кроме того, расширение может стимулировать экономическое развитие региона, привлекая новые предприятия и инвестиции.
Статья была полезной?
Если после данного обзора у вас все же остались вопросы, недостающую информацию вы всегда можете получить у менеджеров Группы компаний «Традиция».
Задать вопрос специалисту
Если у вас все же остались вопросы, недостающую информацию вы всегда можете получить у менеджеров Группы компаний «Традиция»