Основной парк гусеничных механических экскаваторов, которые трудились на Советских стройках в 80-90-х годах и которые еще можно встретить - это костромские Э-10011Д и Э-652Б и их более поздние модификации ЭО-5111Б, ЭО-5116, а также донецкие экскаваторы ЭО-4111В и ЭО-4112. Экскаваторы Э-10011Д в основном работали со сваебойным оборудованием, прямой лопатой или драглайном, а экскаваторы Э-652Б - драглайном.
Несомненно, эволюция не стоит на месте, и гидравлические экскаваторы стремительно вытеснили механические с объектов строительства. Но есть такие работы или регионы использования, где применение гидравлической техники невозможно или нерационально - это сваебойные машины или на работах в промышленных карьерах, а также при экстремальных температурных условиях, где гидравлическая техника слаба и бессильна. Благодаря этому, тросовые (канатные) экскаваторы продолжают выпускаться, такие как ЭО-5119 или ЭО-4112А.
История Костромского экскаваторного завода началась с 1915 года, когда из Риги в Кострому эвакуировали завод наследниц Л.Ф. Пло, изготовлявший инструмент, напильники, вентиляторы и многое другое оборудование. Экскаваторостроение на заводе началось с 1933 года, когда был выпущен первый паровой экскаватор. В 1937 году осваивается производство электрических и дизельных экскаваторов, а в апреле 1939 года из ворот сборочного цеха двухметровыми шагами вышел опытный образец первого в Европе шагающего экскаватора. Он был направлен на одну из строек Севера. В эти годы были вскрыты и приведены в действие огромные резервы производства. В годы второй мировой войны производство экскаваторов было приостановлено. В короткие сроки был выполнен большой комплекс организационно-технических мероприятий и успешно освоен выпуск важнейших оборонных изделий. Производство экскаваторов возобновилось лишь в 1944 году. К 1948 году завод окончательно специализировался на выпуске механических канатных экскаваторов. Костромские экскаваторы поставлялись во все бывшие союзные республики, а также в 43 страны мира. В свое время на заводе выпускались следующие модели экскаваторов:
Экскаватор Э-801 с ковшом емкостью 0,8 м3 предназначен для работы в карьерах и на строительных площадках в грунтах до IV категории и мелкодробленых строительных грунтах V и VI категорий. Экскаватор Э-801 заменил собой устаревшие и прекращенные производством с 1956 г. экскаваторы Э-753 и Э-754. Экскаватор Э-10011А с ковшом емкостью 1,0 м3 может работать с прямой и обратной лопатой, драглайном и грейфером. Длина основной решетчатой стрелы 12,5 м. При работе с крановым оборудованием решетчатая стрела может быть удлинена до 25 м.Экскаватор Э-10011АС является модификацией экскаватора Э-10011А и предназначен для работы в северных районах. Ответственные детали экскаватора выполнены из высококачественных сталей, дополнительно термически обработанных. Для запуска двигателя установлен предпусковой подогреватель.
Поворотная платформа установлена на роликовое опорно-поворотное устройство. Кабина машиниста утеплена и обогревается от отопительно-вентиляционной установки. В систему пневмоуправления введены спиртовой осушитель и дополнительный масловлагоотделитель. Электрооборудование экскаватора имеет более мощный генератор переменного тока; установлены электрические приборы для контроля работы двигателя и гидротрансформатора.
Экскаватор Э-10011Д - одноковшовый универсальный экскаватор с механическим приводом на гусеничном ходу является пятой модернизацией экскаватора Э-10011А. Сменное оборудование, с которым работал экскаватор - лопата прямая и обратная, драглайн, грейфер, кран, сваебойное оборудование. Управление исполнительными механизмами - пневматическое. На всех моделях экскаватора Э-10011 в приводе механизмов применяется турботрансформатор (в некоторых источниках именно так называется этот механизм, точное название - гидротрансформатор), защищавший двигатель и трансмиссию от резких нагрузок и перегрузок, возникавших во время работы, создавая наилучшие силовые и скоростные режимы работы. Модернизированный экскаватор Э-10011Е стал последним в модельном ряду этих машин.В 1982 году опытный образец модернизированного экскаватора ЭО-5111Б прошел приемочные испытания и рекомендован к серийному производству.
Ищете оборудование? Наши специалисты всегда помогут с выбором.
Экскаватор ЭО-5111Б предназначен для выполнения земляных работ в грунтах I - IV категорий и мелкодробленых скальных породах, погрузочно-разгрузочных и монтажных работ в промышленном и гражданском строительстве при температуре воздуха от -40 до +40°С. Экскаватор состоит из ходового многоопорного гусеничного устройства, поворотной платформы с механизмами, кузовом и кабиной машиниста и сменного рабочего оборудования: прямой и обратной лопаты, драглайна, грейфера и крана.
Полноповоротный экскаватор ЭО-5112А (ЭП-1А) предназначен для уборки и погрузки взорванной скальной породы с размером кусков до 800 мм в шахтах, в которых разработка ведется камерными способами, а также для разработки взорванных скальных грунтов на поверхности. Погрузка породы может производиться в самосвалы и самоходные вагонетки с наибольшей высотой разгрузки ковша до 5 м. Экскаватор может работать в камерах шахт высотой не менее 6 м и шириной не менее 10 м.
В последнее время ОАО «ЭКСКО» (Костромской экскаваторный завод) производил универсальные тросовые экскаваторы модели ЭО-5119 на гусеничном ходу с различными видами сменного рабочего оборудования.
На рисунке представлена кинематическая схема № 1 Эскаваторов Костромского завода.
На рисунке представлена кинематическая схема № 2 Эскаваторов Костромского завода.
Преимуществом данных моделей экскаваторов является наличие в приводе гидротрансформатора. Крутящий момент от двигателя к механизмам передается через гидротрансформатор, цепной редуктор и промежуточный вал. Гидротрансформатор автоматически изменяет крутящий момент и скорость в зависимости от нагрузки на рабочий орган машины. Гидротрансформаторы применяют в сочетании с механической частью трансмиссии, которая обеспечивает высокий К.П.Д. передачи на различных рабочих режимах.
Гидротрансформатор У 35801… (производства Московского Машиностроительного завода имени Калинина) - предназначен для автоматического изменения крутящего момента и частоты вращения в приводе строительных и дорожных машин.
Технические характеристики гидротрансформатора:
Наименование показателей |
Значение |
|
|
|
|
Активный диаметр |
325 +/- 3 |
530+/- 3 |
Мощность, кВт (л/с) |
50+/- 2,6 (68+/-3,5) |
73,5+/-2,2 (100+/-3) |
Частота вращения входного звена номинальная, л, ном, мин. (об. мин) |
30(1800) |
17,5 (1050) |
Максимальный полный КПД, %, не менее |
84 |
87 |
Коэффициент трансформации крутящего момента на стоповом режиме |
2,6+/0,1 |
2,7+/- 0,1 |
Габаритные размеры, мм |
|
|
Масса (без рабочей жидкости), кг |
157 |
455 |
Система питания |
||
Насос шестеренный: тип |
НШ 50У-2 |
|
Объемная подача рабочей жидкости номинальная, л/м |
50 |
75 |
Давление нагнетания на входе в гидротрансформатор, Мпа (кгс/см) |
0,04-0,15 (0,4-1,5) |
0,06-0,2 (0,6-2,0) |
Давление настройки предохранительного клапана номинальное, МПа (кгс/см) |
- |
0,8 (8) |
Система управления |
||
Золотник |
Двухпозиционный с пневматическим управлением |
|
Давление нагнетания воздуха минимальное, МПа (кгс/см) |
0,4 (4) |
Примечания:
- Показатели мощности максимального полного к.п.д. и коэффициента трансформации указаны для рабочей жидкости вязкостью от 4 до 6 мм2/с (сСт) и плотностью от 825 до 840 кг/м.
- Мощность указана при максимальном полном к.п.д. и номинальной частоте вращения входного звена гидротрансформатора.
Компрессор унифицированный У43102А (производства Вильнюсского объединения по выпуску строительно-отделочных машин) – предназначен для обеспечения сжатым воздухом различной строительно-дорожной, землеройной и другой техники (экскаваторы, маркировочные машины, агрегаты технического обслуживания комбайнов, шахтные электровозы и т.п.) Его можно использовать на любой машине, оборудовании с приводом (через клиноременную передачу) от двигателя внутреннего сгорания или электродвигателя, что делает машины независимыми от пневмосети и расширяет их возможности. Компрессор поршневой одноступенчатый двухцилиндровый с принудительным воздушным охлаждением, имеет механизм разгрузки, который переводит компрессор на холостой ход при отсутствии расхода сжатого воздуха. Изготавливается в трёх исполнениях: 1, 2, 3 - унифицированный компрессор У43102А применяется как самостоятельный источник сжатого воздуха, а узел компрессора СО-62А-2 при изготовлении передвижных компрессорных установок СО-62А-2.
Технические характеристики |
||||
производительность, м3/ч |
31 |
|||
давление сжатого воздуха, кгс/см2 |
7 |
|||
номинальная частота вращения коленчатого вала, об/мин |
1300 |
|||
потребляемая мощность на валу, КВт |
4,2 |
|||
габаритные размеры, мм |
440X360X555 |
|||
масса, кг |
67 |
|||
исполнение |
1 |
2 |
3 |
|
диаметр шкива |
200 |
200 |
240 |
|
профиль канавки шкива |
Б |
В |
Б |
|
направление вращения (со стороны шкива-маховика) |
против часовой стрелки |
по часовой стрелке |
Золотник дифференциальный 07.06.400, 264.23.00
Золотник поставляется в 3-х исполнениях:
Золотник дифференциальный (большой текстолит) d=38,5 |
Золотник дифференциальный (большой металлический) d=38,5 |
Золотник дифференциальный (малый металлический) d=33 |
Все представленные дифференциальные золотники взаимозаменяемы.
Дифференциальный золотник – предназначен для включения и выключения механизмов экскаватора. Дифференциальные золотники установлены в колонках пульта управления, механизме управления стрелой, ограничителе подъема стрелы.
Статья была полезной?
Если после данного обзора у вас все же остались вопросы, недостающую информацию вы всегда можете получить у менеджеров Группы компаний «Традиция».
Задать вопрос специалисту
Если у вас все же остались вопросы, недостающую информацию вы всегда можете получить у менеджеров Группы компаний «Традиция»