Опыт проектирования показывает, что конструкторы и технологи при разработке новых изделий не в полной мере руководствуются главными принципами ремонтопригодности.
К примеру, блочность механизмов и агрегатов, обеспечение свободного доступа к узлам и агрегатам, легкой заменяемости и взаимозаменяемости сборочных единиц, удобство и простота диагностирования систем, узлов и агрегатов, как в полевых, так и в производственных условиях.
Поэтому важно новую машину, будь-то экскаватор или бульдозер, уже на стадии ТЗ, техпроекта подвергнуть жесткой экспертизе на обеспечение ремонтопригодности, и в случае их несоответствия требованиям, проект отправляется на доработку.
После этого выполняется рабочий проект, изготавливается опытный образец, который также необходимо подвергнуть практической, «с ключом в руках», оценке его ремонтопригодности.
Устраняются недостатки, производится корректировка техдокументации, ее согласование, утверждение и машина запускается в производство с полной уверенностью в ее ремонтопригодности.
Важнейшую роль играет ремонтопригодность в военной технике.
Можно себе представить на чьей стороне будет победа, если, к примеру, танк после боя простоит в ремонте по времени больше, чем у противника. Гражданская техника должна отвечать требованиям ремонтопригодности в неменьшей степени, чем военная, так как тоже будет задействована в военных целях в случае необходимости.
Сформулируем основные требования, соблюдая которые можно достичь нужной ремонтопригодности:
Выбор комплектующих элементов с позиций унификации, взаимозаменяемости, возможности приобретения и др.; их оптимальная компоновка с учетом свободного доступа при выполнении сборочно-разборочных работ во время ТО и ремонта, с применением стандартного слесарно-монтажного и механизированного инструмента слесарями квалификации 3-4 разряда.
Говоря простонародным языком, машина должна быть спроектирована «на дурака», например, резьба абсолютно везде должна быть правой без исключений, чтобы рабочий человек не задумывался в какую сторону ему крутить ключом, заворачивая гайку.
Демонтаж и монтаж сборочных единиц с минимальными затратами труда и времени.
Обратите внимание как быстро, почти мгновенно, меняются колеса на гоночных автомобилях при заезде их в бокс.
Ищете оборудование? Наши специалисты всегда помогут с выбором.
Экскаватор это не «Феррари», возразите вы, но закладывать технические решения в конструкцию машины, снижающие трудоемкость работ при ТО и ремонте необходимо.
Максимально возможное использование БРС (быстроразъемные соединения), позволит в «разы» снизить время демонтажа узлов, агрегатов, а так же сменного рабочего оборудования (гидромолота, гидроножниц, грейфера, вибротрамбовки и пр.).
Очень важно также обеспечить:
- демонтаж сборочных единиц без разборки и замены других, рядом находящихся или взаимосопряженных;
- наличие на узлах (массой более 30 кг) рым-болтов или легкодоступных мест для строп и чалок грузоподъемных механизмов;
- удобство распрессовки соединений, снятия пружинных колец, подшипников;
- приспособленность к замене соединительных элементов муфт, фланцев, патрубков без демонтажа узлов и агрегатов, к которым они присоединены;
- видимость и доступность рабочей зоны для работы рук при применении инструмента, особенно с целью обеспечения необходимых моментов затяжки резьбовых соединений;
- удобство работы в одном положении, не меняя удобной позы; доступность рабочей зоны при работе одной рукой и т.п.
Таким образом, вышесказанное достаточно убедительно разъясняет важность ремонтопригодности любой машины, будь-то автомобиль, трактор, экскаватор или танк, важным экономическим показателем оценки, которой является стоимость нормо-часа ТО и ремонта машины. Чем выше его стоимость, тем дороже машина в обслуживании и соответственно ниже ее ремонтопригодность, или наоборот чем выше ремонтопригодность, тем дешевле будет обходиться техническое обслуживание и ремонт техники, и ниже стоимость нормо-часа.
С развитием научно-технического прогресса техника становится сложнее, внедряются компьютерные системы, и тем не менее, важнейшим фактором на пути ее совершенствования является ремонтопригодность, как составная часть надежности в целом.
Статья была полезной?
Если после данного обзора у вас все же остались вопросы, недостающую информацию вы всегда можете получить у менеджеров Группы компаний «Традиция».
Задать вопрос специалисту
Если у вас все же остались вопросы, недостающую информацию вы всегда можете получить у менеджеров Группы компаний «Традиция»