Тренды отрасли и рекомендации экспертов
2019 год оставил неоднозначное впечатление для строительной отрасли. С одной стороны темпы роста 2018 года существенно замедлились и, несмотря на прирост продаж спецтехники (по различным источникам — от 11% до 14% в сравнении с 2018 годом), факторов в пользу пессимистичного прогноза на 2020–2021 пока больше.
Ключевыми факторами роста продаж техники в 2018–2019 году были: отложенный спрос, значительное устаревание фонда спецтехники и обострившаяся проблема необходимости его обновления, стабилизация курсов валют (только к 2018 году страна реально привыкла в курсу доллара свыше 60 руб).
Строительная отрасль так и не вернулась на докризисные показатели и вряд ли это произойдет в обозримом будущем. В этой связи на первый план выходят инструменты повышения эффективности строительных компаний, за счет которых можно повысить собственную эффективность и отдачу на вложенный в бизнес капитал.
Несколько тенденций, на которые стоит обратить внимание в первой половине 2020 года:
1. Повышение мобильности и универсальности техники
Строительная отрасль на постсоветском пространстве развивалась экстенсивным путем: больше работ — больше техники. Под каждый новый объект (особенно крупный) закупалась новая техника. Нередко она окупалась с этого же или еще одного-двух объектов и там же утилизировалась (в особенно удаленных регионах нередко вопрос решался и без дорогой утилизации).
После 2014 года техника вместе с навесным оборудованием и комплектующими стала значительно дороже, а стоимость работ изменилась незначительно. Это сформировало тенденцию к более тщательному анализу расходов на выполняемые работы. Даже в небольших строительных компаниях сформировался целый кластер специалистов по анализу инвестиционных затрат. Если говорить про рынок техники и оборудования, это вылилось в более вдумчивое приобретение спецтехники. Ключевым фактором стала мобильность и универсальность.
Теперь не принято под каждый вид работ покупать отдельные экскаваторы с отдельной единицей навесного оборудования. Продажи по-настоящему мобильных машин начинают расти быстрее (хотя введение утилизационного сбора в некоторых классах затормозило данную тенденцию).
В Европе давно оценили целесообразность покупки мини-экскаватора и мини-погрузчика вместе универсального «комбайна» в виде экскаватора-погрузчика. При сопоставимой цене двух «миников» с одним экскаватором-погрузчиком, две машины могут работать одновременно, отличаются пониженным расходом топлива, могут эксплуатироваться на двух разных объектах и имеют еще целый ряд преимуществ.
Еще одним трендом стало повышение универсальности машин. Сейчас модно оценивать загрузку техники наперед и уже на старте комплектовать ее дополнительными навесными инструментами для любых работ (гидромолот, гидробур, вибропогружатель и т. д.). Это сформировало более устойчивый спрос на средства механизации, снижающие время простоя на площадке, необходимое для переоборудования экскаватора.
Совет: оценивайте текущий парк оборудования, внедряйте процессы и регламенты по своевременному обслуживанию и планово-предупредительному ремонту; повышайте универсальность каждой техники с помощью расширения портфеля оборудования, устанавливаемого на каждую машину.
Навесное оборудование расширяет возможности вашей спецтехники
2. Интеграция новых технологий и разработок на всех этапах строительства
На рынке становятся более доступными новые технологии повышения эффективности выполнения работ. Все больше компаний внедряют специализированное программное обеспечение для управления проектными работами. Рынок охотнее принимает новые виды навесного оборудования и техники, которые даже при более высокой стартовой цене отличаются более высокой производительностью и, при должной загрузке, обеспечивают более короткий срок окупаемости.
В моде понятия «общая стоимость владения оборудованием», «окупаемость», «цена 1 м³ материала, разработанного с данной машиной/оборудованием». Согласно проведенному нами опросу, в 2019 году 37% респондентов из строительной отрасли в качестве ключевого параметра оценки своего бизнеса отметили «производительность» и «долгосрочную отдачу на вложенный рубль». Для сравнения — в 2017 году их доля была менее 25%, а на первом месте были «стоимость бизнеса» и «общая стоимость портфеля работ».
Совет: при покупке техники и оборудования стоит обратить внимание на общие расходы по обслуживанию на протяжении всего жизненного цикла. Оценивайте, насколько вырастет эффективность (сейчас скорость выполнения работ — один из самых быстрых путей к увеличению прибыли с каждого строительного объекта).
3. Утилизационный сбор
Повышенный сбор на импортную технику уже стал данностью. Перспектив к смягчению данной политики не наблюдается, и вряд ли это станет возможным в обозримом десятилетии. Это подталкивает производителей техники к локализации машин в России (процесс небыстрый, так как для локализации нужна эффективная промышленная база поставщиков-производителей компонентов, которая недостаточно сильна в данный момент).
Первая волна утилизационного сбора уже прошла, рынок постепенно привык к новым ценам на импортную технику. В 2020 году ожидается новая волна повышения сбора, в частности, на компактную технику. Учитывая отсутствие реальных альтернатив отечественного производства, со второго полугодия будет еще один этап повышения цен на технику, и пока не наблюдается причин для отмены планов по введению новых сборов.
Совет: заранее оцените годовой бюджет и планы по инвестированию средств в технику; если планируете обновлять парк, не затягивайте до конца года, когда цены на технику почти гарантированно вырастут в связи с новым утилизационным сбором. Тем не менее, не стоит покупать спецтехнику просто так. Оценивайте степень загрузки, выполняемые работы и не забывайте про пункт 1 — повышение универсальности машины.
4. Импортозамещение и возобновление валютных рисков
Курс на импортозамещение тесно связан и с утилизационными сборами, и с общим кризисом отрасли. В перспективе капитальные вложения в импортную технику — менее рискованные, так как с увеличением курса дорожает не только новая, но и б/у техника.
Краткосрочное снижение стоимости валют в январе 2020 года не должно вводить в заблуждение. Общая ситуация в экономике такова, что курс доллара менее 55 руб. только усугубит проблему с государственными инвестициями в инфраструктуру. Как резюме, в первом полугодии 2020 года курс останется в диапазоне 60–68 руб. за доллар. Учитывая невысокую маржинальность на рынке техники и оборудования, изменение цен на импортное оборудование возможно в этом же диапазоне.
Совет: если на первое полугодие были запланированы инвестиции в реально необходимую импортную технику и дополнительное оборудование, цены на которые жестко привязаны поставщиками к курсу валют, рекомендуем сильно не откладывать. Возвращение к курсу ноября 2019 года (64 руб. за доллар) куда вероятнее, чем доллар за 58–60 руб.
5. Лизинговые риски
Программа государственной поддержки лизинга к концу 2019 года оказалась в подвешенном состоянии. Существуют достаточно высокие риски, что реальная заморозка государственных субсидий будет перекладываться на покупателей спецтехники (скажем точнее, уже перекладывается).
Тем не менее, в 2019 году рынок лизинга спецтехники был одним из самых растущих (рост более 37% за первые 9 месяцев 2019 года). При грамотной оценке ресурсов и планировании лизинг остается достаточно выгодным инструментом привлечения средств для обновления/пополнения фонда основных средств.
Совет: обратите внимание на программы краткосрочного лизинга (6–12 месяцев), которые позволяют снизить удорожание техники и оборудования всего до 4–5%.
В нашей компании действует упрощенная процедура лизинга
Рассчитать лизингПодводя итог, стоит отметить главное: следите за тенденциями рынка, чаще обсуждайте с подрядчиками и поставщиками современные тенденции. Стоит обращать внимание на европейский рынок техники и оборудования, от которого российский, к сожалению, пока еще отстает на 15–17 лет. Тем не менее, разрыв сокращается, все больше компаний в России ищут пути к увеличению эффективности, в том числе за счет грамотного подхода к риск-менеджменту.
Статья была полезной?
Если после данного обзора у вас все же остались вопросы, недостающую информацию вы всегда можете получить у менеджеров Группы компаний «Традиция».
Задать вопрос специалисту
Если у вас все же остались вопросы, недостающую информацию вы всегда можете получить у менеджеров Группы компаний «Традиция»